Александра Гляделова, как талантливого фотодокументалиста, за границей знают лучше, чем у нас на родине. У фотографа за плечами около 60 выставок, практически во всех европейских странах, США и Африке. Его фотографии используют такие уважаемые организации, как MSF, HRW, The Global Fund, UNAIDS, UNICEF. Гляделов имеет массу престижных международных наград - от Гран-при Укрпрессфото и золотой медали международного фонда документальной фотографии в Сан-Фрациско, до приза Hasselblad –своеобразной «фотографической Нобелевской премии».
Поэтому, когда я узнала, что ресурс foto.ua организовал встречу с Александром Гляделовым, то очень этому обрадовалась.
Встреча была организована в форме диалога мастера с залом. В результате мы узнали, что учился Александр в КПИ, изучал оптику и приборостроение. До 1989 года работал в Институте проблем прочности инженером - разработчиком. А потом круто изменил жизнь и главной в ней стала фотография.
С 1997 и по сей день Гляделов активно сотрудничает с международной гуманитарной организацией «Врачи без границ» (Medecins Sans Frontieres). В составе группы этой гуманитарной организации он стал ездить по горячим точкам планеты. За 15 лет побывал в Нагорном Карабахе, Оше (Кыргызстан), Абхазии, Чечне, снимал в Африканских странах и в Средней Азии. В Оше Александр был заместителем миссии MSF и отснял всего 1,5 пленки – просто было не до фотографии. Случались поездки и в зоны военных действий. Интересный момент – никогда, даже в моменты опасности, он не брал в руки оружие. Освещая военный конфликт в Молдове, был ранен.
После просмотра военной серии фотографий стало страшно от того, что мы, оказывается, ничего не знаем о том, что происходит в некогда братских нам республиках. А там – этнические войны, миллионы беженцев, резня, насилие… Из Сомали миссия «Врачи без границ» была вынуждена уехать – ее главу и нескольких врачей местные , которых они лечили и и спасали от голода, просто убили.
На вопрос о его отношении к тем, кого он снимает, Александр ответил: «Я никогда не отношусь к человеку, как к субъекту съемки, я отношусь к нему - как к человеку. И в этом суть всей моей фотографии. Я фотографирую людей. Главное в такой съемке добиться доверия, а потом ты уже делаешь то, что надо. Но иногда бывают моменты, когда нельзя не снимать то, что происходит, и тогда ты делаешь это. Но всегда обязан помнить, что всю ответственность за то, что снято на пленку, несет фотограф. Ни фонд, для которого Вы снимаете, ни информационное агенство. Это Ваша личная ответственность. И только Вам в любой сложной теме приходится принимать решение: делать - не делать. Собственно, этот вопрос касается границ допустимого. Я не репортер, я документалист, и мне не важна скорость и оперативность. Для меня документальная фотография - это своеобразное исследование событий, в которые нельзя вмешиваться. Если что-то упустил, то значит упустил. В отличие от Юджина Смита, я не занимаюсь восстановлением событий и не пользуюсь приёмами постановочной фотографии. Если герои моих кадров хотят, чтобы я их запечатлел в той или иной позе -то пожалуйста. Я сниму их так, как они этого хотят».
В рамках программы помощи больным ВИЧ и туберкулезом, он снимал наркоманов - на улицах, в притонах, местах заместительной терапии, в больницах… Реальные и естественные сюжеты, без всяких постановочных приемов. Это не просто снимки. Это боль, это отчаяние, это судьбы людей попавших в тупик. Просто так снимать такие сюжеты невозможно. Фотографу приходится пропускать через себя судьбы этих несчастных и их истории, становясь на какое-то время частью их жизни. Наверное, поэтому всех персонажей своих снимков мастер знает поименно и знает, как в дальнейшем сложилась их судьба.
Особая для Александра тема - беспризорные дети, которых в начале 90-х было не счесть на улицах практически всех городов бывшего Союза . Он снимал на улицах Одессы и Питера нюхающий клей детей, моменты задержания их милицией, детские приюты и колонии.
Еще одна страшная серия – тюрьма в Кемеровской области. Зона, в которой ничто не изменилось со времен Гулага… Как сказал сам фотомастер, после этой съемки он потерял десять лет жизни.
На вопрос из зала «А нужно ли снимать этот весь ужас? Зачем показывать это людям?», Александр ответил так. «Нужно. Ведь Будда и стал Буддой тогда, когда оставил дворец отца, в котором был создан искусственный рай и первый раз увидел боль, болезни и страдания…». Да, лучше не скажешь…
Гляделов снимает Лейкой, без вспышки. И она его никогда не подводила. Даже в 45 градусный мороз, когда снимал в Сибири свои тюремные серии. Снимает, преимущественно, на черно-белую 35 мм пленку. После увиденного вопрос о цвете даже не возникал – конечно, для такой темы подходит только чб. Пленка – в основном ILFORD с чувствительностью от 400 до1600 единиц . Печатает фотографии сам, в своей в квартире-мастерской. Предпочитает глянцевую бумагу ILFORD, но не глянцует. В результате получаются приятные полуматовые отпечатки.
После слайдового просмотра, Александр надел фотоперчатки и аккуратно начал вынимать из принесенных папок разного формата переложенные калькой фотографии. В течение последнего получаса он демонстрировал окружившим его фотолюбителям галоген-серебрянные отпечатки. Показывал военные серии, тюремные, африканские, карпатские и одиночные фотографии. Параллельно рассказывал истории сюжетов. Тяжелое психологическое состояние не оставляло публику до последней фотографии. Да-а, таким людям, как Александр не позавидуешь. Это тяжелый крест – фиксировать темную сторону человеческой цивилизации. Но он выбрал этот путь и дай ему, Бог, сил и здоровья на этом пути…
Конечно, ездить в благополучную Европу, или на экзотические острова в океане – это праздник, веселье, комфорт. Оттуда и возвращаться на родину как-то не хочется. А побывав там (хоть и виртуально), где работает Александр Гляделов, понимаешь, что у нас тут не так уж и плохо...
Таня Кресан для Photonews Post