РОМСКИЙ АЛЬБОМ.

В конце марта 2013 года в Киеве проходил 10-й международный фестиваль документального кино о правах человека «Docudays UA». Среди работ, представленных на конкурс, был документальный фильм молодых украинских документалистов Романа Бондарчука и Дарьи Аверченко «Ромская мечта». А накануне премьеры фильма в галерее Игоря Гайдая «Камера» состоялась открытие фотовыставки «Ромский альбом».


Мы побывали на выставке и побеседовали с её организаторами.

Игорь Гайдай о выставке «Ромский альбом».

- Недалеко от Ужгорода есть цыганские таборы, в которых ребята снимали фильм об успешных ромах - о тех, кому посчастливилось вырваться из табора, получить образование, которые сумели самореализоваться, сделать карьеру. Но фотографии как раз не о них. На фотографиях – картинки жизни и быта обычных ромов, в привычной для них среде обитания. Ведь табор – это свои законы, своя иерархия. Это государство в государстве, где правят местные бароны и даже милиция ничего не решает. Единственное, что может сделать милиция – попробовать договориться с бароном. Большинство ромов не имеют паспортов, безграмотны. Благодаря работе над фильмом ребятам удалось внедриться в закрытую от мира жизнь табора и одновременно со съемками фильма сделать цикл фотографий о быте и условиях жизни ромов.






- А как возникла идея организовать эту выставку у тебя в галерее?

Роман – не профессиональный фотограф и не позиционирует себя как фотограф, он кинематографист. Но я согласился разместить его работы в галерее потому, что мне был интересен его взгляд. Роман снимал изнутри – был знаком с этими людьми, брал у них интервью, бывал у них в домах, пил с ними чай. А фотограф, снимающий со стороны - всегда будет в стороне. Всегда важно помнить, что если ты хочешь максимально полно осветить тему, тебе самому нужно быть «в теме». В этом случае процент удачных снимков значительно повышается. Этот замечательный момент, на самом деле, очень хорошо прослеживается в этой экспозиции.

Несмотря на то, что у Романа нет фотографического опыта и образования, но есть кинематографические приёмы «внедрения в жизнь» снимаемых людей, мы видим результат. И я хочу своим коллегам фотографам показать, как важно при съемке чувствовать тему. Конечно, всегда можно подойти критически к этим работам и к некоторым фотографиям у меня есть замечания, но главное, все же, в том, что он соприкоснулся с темой не с расстояния в 3 км. Я это приветствую.

- Вы вместе с автором отбирали работы для выставки?

- Я, вообще, кинематографист по образованию и общаюсь со многими коллегами. Но решение выставить работы возникло несколько спонтанно, по просьбе куратора Наталки Довгой, с которой меня связывают общие творческие взаимоотношения. Она привела ко мне Романа и я посмотрел его работы. Работ было очень много и они мне понравились. Я решил помочь отобрать и выставить некоторые фотографии. Автору, которому дороги все его фотоработы, произвести отбор самому было бы очень сложно, это я знаю по себе.

Выпускник режиссерского факультета Киевского Национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого, автор сборника рассказов «Директор коридора», дипломант Международного литературного конкурса «Гранослов», сценарист, режиссер.
 - Роман, расскажи, пожалуйста, о том, как возникла идея фотопроекта.

- Это совместный проект фестиваля документальных фильмов Docudays UA и фонда «Возрождения». Но работу свою мы делали не просто как документальный кинофильм, а как своеобразный кроссмедийный проект, который включает четыре мини документальные фильмы-новеллы, фотопроект, и интернет-проект на ту же тематику. Летом планируется показ фильма в ромских таборах, завершается работа над сайтом, на котором будут представлены фильм, фотографии, и публикации по этой тематике. То есть, это большой интерактивный проект, в котором каждый сможет познакомиться с интересующей его информацией. Ведь на фотовыставку приходит одна публика, на документальное кино – другая, а наша задача - организовать их совместное взаимодействие.

- Сколько времени заняло создание этого кросс-медийного проекта?

С прошлой весны у нас было четыре небольших кино-экспедиции, когда мы приезжали в табор, знакомились с жителями, искали успешных ромов для нашего фильма.

- Вы жили прямо в таборе?

Да вы что! Там просто негде жить! Вот, например, в этой комнате (показывает) на одной кровати спит шестеро детей, а на этой - четверо. Поэтому, даже попытки найти «успешных ромов» были весьма непросты. В понятии местного населения, успешный человек - это тот, кто собрал больше металлолома. То есть, критерии успешности здесь совсем иные. Но, все таки, мы нашли успешных людей по нашим критериям. Это - учитель, телеведущий, юрист, и хореограф. По крайней мере, трое из них сумели вырваться из табора и интегрироваться в нашу социальную среду. Причем, никакой ромской романтики, в виде цыганских танцев или песен, в таборах нет и в помине. Даже на свадьбах песен нет, ибо просто нет свадеб как таковых.

- А почему фильм называется «Ромская мечта»?

Потому, что когда ты спрашиваешь рома, о чем ты мечтаешь, он не может тебе ответить, ибо такого понятия, как мечта, в их обществе просто не существует…

Они живут сегодняшним днем. Они не мыслят себя вне своего изолированного от внешнего мира бетонным забором табора, они считают, что за пределами этого гетто их ждет большая опасность, и предпочитают ничего не иметь, чем пытаться иметь что либо. Вот об этом и фильм, и фотовыставка.
















Послесловие.

Всего 30 фотографий (мы показали не все), но они не «прошли мимо». Хорошего настроения и оптимизма, правда, не вызвали. А вот интерес к этой очень непростой и волнующей теме появился. Осталось ощущение безнадежности и беспросветности. И больше вопросов, чем ответов. Почему такая беда приключилась с целым народом? Ведь не одни они скитались по земле в поисках лучшей жизни. Вспомните историю миграций по Европе еврейского народа. И тех, и других, население Европы боялись, как чумы. И периоды гонений и запретов на проживание длились веками. Но еврейский народ выжил и процветает, а ромы как жили в средневековье, так и живут – в убогости, антисанитарии, невежественности. Может дело в вере, накрепко укоренившейся в генах? Иудаизм (да и христианство, и мусульманство) стоит на том, что «жизнь дается один раз и прожить ее нужно так….», то есть перспектива одной жизни заставляет человека шевелится, что-то делать… Может это восточная вера, крепко укоренившеяся в подсознании ромов, твердит – «Ты бессмертен, не торопись, все успеешь. Ведь впереди так много жизней» . Вот они , ромы, и не торопятся жить – не учатся, не работают, большую часть времени проводят у телевизора, любят индийские фильмы. Особо трудиться не приходится, благо, прожиточный минимум составляет 10 гривен в день.

Мы боимся их: стереотипы о цыганах, как о бессовестных обманщиках, жуликах и ворах, к сожалению подтверждаются редкими встречами с их представителями на улицах городов. А они, оказывается, боятся нас еще больше!

Их дети ходят в школу, но не учатся. А кто проконтролирует и поможет ребенку в учебе, если родители поголовно безграмотны? В результате, девочки, начав рожать с тринадцатилетнего возраста, не в состоянии поставить свою подпись на документе о материальной помощи при рождении ребенка. Если повезет, то юрист нарисует карандашиком фамилию мамаши, чтобы та обвела ее ручкой.

Они называют себя ромами, но ничего не знают о собственной истории: знания родословной начинается и заканчивается на родителях. Какие уж там бабушки-дедушки, если некоторые даже фамилий своих не знают?

Одна из героинь фильма «Ромская мечта» Рената сказала «Ромы тупые, но счастливые». И это, наверное, правда. Они не знают и не хотят знать, что будет завтра. Мечта, «ромская мечта», появляется только у тех, кому посчастливилось вырваться из табора, получить образование и получить работу». Дай Бог, чтобы мечта появилась у каждого рома!

Таня Кресан для Photonews Post.
_______________________________________________________

Если Вам понравился репортаж, нажмите на кнопочку «Мне нравится»!