4 октября 1921 года родился знаменитый чешский фотограф Вилем Криз.
Несмотря на то, что работы фотографа находятся в коллекциях многих известных музеев и галерей, информации о Вилеме Кризе (Vilem Kriz, 1921-1994) во всемирной паутине до обидного мало.
Он родился в Праге в 1921 году. На свой 14-й день рождения Вилем получил в подарок от отца крупноформатную камеру "Linhoff" , с которой работал на протяжении всей своей жизни. В художественной школе Праги (1940-1946гг.) он учился у ведущих чешских фотографов - Яромира Функе, Йозефа Эхма и Франтишека Дртикола. Именно они привили Вилему любовь к сюрреализму, который был в те времена очень модным течением в живописи и фотографии. В 1946 году Криз переехал в послевоенный Париж, который и подарил натуру для его сказочных сюрреалистических композиций. Там же он познакомился и подружился со знаменитым художником Жаном Кокто, который говорил что Криз «вдохнул в фотокамеру сердце и душу», а культовый режиссер Жан Ренуар писал что Криз «может отыскать истину за масками, которые скрывают от нас мир».
Фотографии мастера пользовались большой популярностью и неоднократно выставлялись на выставках и салонах.
В 1952 году Криз иммигрировал в Соединенные Штаты с женой и сыном - сначала в Беркли (штат Калифорния), затем в Нью-Йорк. Первые десять лет жизни в Америке были временем безысходности, постоянного стресса, нищеты и творческого тупика. Вилем не мог объяснить, зачем приехал и чего хочет. Он совершенно перестал снимать. Работал вначале дворником, затем ассистентом фотографа, и, наконец, сотрудником Музея Метрополитен (Нью-Йорк). И только в 1964 году, после очередного переезда назад в Беркли, он начал преподавать в Калифорнийском колледже искусств и ремесел в Окленде. Это стало возвратом к фотографии и к единственному любимому жанру – сюрреализму. Но в отличие от Парижа, в котором он искал фантазии в городских сюжетах, теперь, в Америке, он ищет вдохновение в предметах и деталях своего дома и двора. «Вне моего двора атмосферы необходимой для творчества уже не существует»,- говорил он в интервью опубликованном в книге: «Вилем Криз: фотографии» («Vilem Kriz: Photographs», 1979).
Обычно Криз печатал свои негативы на бумаге формата 27 х 35см, а затем тонировал их в самодельных химических растворах, которые он разработал ещё в Праге. Может поэтому работы мастера несколько мрачноваты, а может, они просто передают внутренний мир фотохудожника.
Вилем Криз рассказывал, что в своих работах он пытается воссоздать в настоящем трудноуловимые ощущения событий, произошедших с ним в прошлом - как в мечтах или снах, так и в реальности. Но чаще это комбинации всех прошлых восприятий - и реальных, и виртуальных. Но, так или иначе, первоисточник изображений фотографа в прошлом…
Работы Криза находятся во многих коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, музей современного искусства и Музей изящных искусств в Бостоне . Изданы несколько монографий его работ , в том числе, «Сюрреализм и символизм» (1971), «Sirague Город: Фотографии» (1975), «Сеанс» (1979), «Вилем Криз. Фотографии» (1979), и «Вилем Криз. Фотографии (SK Josefsberg Студия»), 1999.
Таня Кресан по материалам сайта Музея Современной Фотографии (Чикаго).
__________________________________________________________________________________________ Советуем почитать.
- Памяти Крампа Ричарда Миллера.
- В поисках Лейденской банки. Лейден в инфракрасном диапазоне.
- Нью-Йорк Сефа Уолтерса. Городские пейзажи в HDR
- 100 лет со дня рождения Робера Дуано.
- Удивительные портреты Габора Дворника.
- Ян Олихук- мастер сюрреалистического коллажа.
- Выставка Джеффа Уолла в Киеве.
- Остановись, движение! 182 года со дня рождения Эдварда Майбриджа.
- Метаморфозы Андреевского Спуска. Фотопроект Валерия Лещинского.
Если Вам понравилась заметка, нажмите на кнопочку «Мне нравится»!