1 января 2014 года исполнилось 150 лет со дня рождения самого легендарного фотографа Америки.
Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz, 1864-1946) родился в семье немецких эмигрантов в городке Хобокен, который находится на западном берегу реки Гудзон - прямо напротив Нью-Йоркского Манхеттена.
В 1881 году его семья переехала в Германию, где Альфред получил инженерное образование. Там же он увлёкся фотографией и с 1887 года начал регулярно писать статьи о технических и эстетических аспектах фотографии для журналов Англии и Германии.
В 1890 году Стиглиц вернулся в США и полностью посвятил себя фотоискусству. Он фактически первым взялся доказать всей Америке, что фотография является таким же искусством, как и живопись или скульптура. Работая редактором в журнале «Camera Notes» (издании Нью-Йоркской ассоциации фотолюбителей «Camera Club of New York»), Альфред пропагандировал фотографию как фотоискусство, утверждая , что основой фотографии является, в первую очередь, видение фотографа как художника, и только во вторую очередь - технические аспекты получения фотоотпечатка.
В 1902 году с группой единомышленников Стиглиц покинул Нью-Йоркскую ассоциацию фотографов-аматоров и создал свой «клуб» «Photo-Secession», где продолжал пропагандировать фотоискусство. Параллельно он работал редактором роскошного по тем временам журнала-каталога Camera Work, в котором публиковались наиболее интересные фотоработы членов «Photo-Secession», и организовал ряд фотовыставок клуба. В этом ему помогал известный художник и фотограф Эдвард Стейхен, который пожертвовал для совместного дела свою маленькую студию на Пятой авеню. В этой студии в 1905 году вдвоем с Альфредом они открыли знаменитую Нью-Йоркскую галерею под названием «291» ( номер почтового адреса). С этого момента Стиглиц становится уникальным промоутером нового (по тем временам) галерейного фотоискусства . Он устраивает серию оригинальных фотовыставок, где наряду с фотографиями в экспозициях выставляются и живописные полотна экспрессионистов.
В деятельности Стиглица как арт-менеджера были не только успешные выставки, но и откровенно провальные. «Новое искусство», которое так активно пропагандировал Альфред Стиглиц, не всегда было понятно публике. Так, например, выставка Матисса в 1908 году вызвала большой поток отрицательной критики не только со стороны искусствоведов, но и со стороны его коллег по фотоклубу. А выставка-продажа работ Пикассо в 1911 году закончилась полным провалом. Художнику пришлось вернуть полотна, которые не смогли продать даже по 20 $. Директор Метрополитен музея заявил, что эти безумные работы никогда не будут приняты Америкой. Тем не менее, среди творческой молодёжи галерея пользовалась большим успехом. А главное - уже не возникал вопрос, является ли мастерство фотохудожника искусством.
После галереи «291» были и другие не менее известные галереи, такие как, «Intimate» (1925), «An American Place» (1930), в которых мастер проводил экспозиции наиболее интересных работ фотографов 20 века.
Альфред Стиглиц был невероятно работоспособен. Он мог часами стоять на улице с фотоаппаратом и, невзирая на ненастную погоду, ждать подходящего сюжета. Он мог бесконечно снимать один и тот же дом, одну и ту же улицу, но так и остаться недовольным своей работой. Он не терпел критики и считал своё мнение «окончательным и неподлежащим обжалованию». Благодаря своему железному характеру маэстро «почти в одиночку втолкнул Америку в мир искусства 20 века» (энциклопедия «Британика»).
Ещё в 19 веке он получил более 150 (!) премий и медалей на различных конкурсах и выставках Европы и США и стал первым фотографом, чьи произведения удостоились музейного статуса. В первой половине 20 века Стиглиц был одним из самых публикуемых фотографов США и оказал огромное влияние на культурную жизнь человечества.
Статьи и фотографии мастера были и будут предметом изучения искусствоведов и навсегда останутся в сокровищнице мирового фотоискусства.
Валерий Пичко для Photonews Post
__________________________________________________________________________________________
Если Вам понравилась заметка, нажмите на кнопочку «Мне нравится»!
Советуем почитать.
- "Пузыри" Мелвина Сокольски. Креативный фотопроект 1964г для "Harper`s Bazaar".
- 69 работ лучших фотографов-натуралистов 2013г.
- Брюс Гилден. Фотопроект "Лица лондона". Умереть не встать!
- В поисках Лейденской банки. Лейден в инфракрасном диапазоне.
- История в стиле фейсбук.Некоторые исторические фото в стиле "selfies".
- Креатив Арно Минккинена.
- Пейзажи Габора Дворника.
- Ян Олихук- мастер сюрреалистического коллажа.
- Долговечные шедевры бодикомбинга. Компьютерный бодиарт Вьяне Орью.
- Саския Лару в Киеве! Наш фоторепортаж.