Прошлое, настоящее и будущее делфтского фарфора.
В наше стремительное время всемирного аутсорсинга представить себе какой либо «товар народного потребления», сделанный не в Китае, весьма затруднительно. Тем не менее, такой товар есть. И изготавливают его в старушке Европе по тем же технологиям, что и сотни лет назад. Если вы еще не догадались о чем пойдет речь, то я скажу, что речь пойдет о делфтском фарфоре...
В 17 веке в городе Делфт находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской торговой компании, которая и завезла из Юго-восточной Азии первые образцы бело-синего фарфора. В эти времена Делфт переживал «Золотой век», связанный с подъёмом морской торговли, и красивую посуду завозили морским путем. Однако, многие корабли становились жертвами тайфунов, пиратов и рифов, а спрос на фарфор был велик. Делфтский фаянс был получен в результате попыток воспроизвести знаменитый китайский фарфор. К сожалению, в Европе того времени не удалось найти глину для производства полупрозрачного фарфора. Попытка провалилась, но в результате у делфтских мастеров получилось изготовить покрытую глухой белой глазурью керамику, которая очень походила на фарфор.
Удивительно то, что подъём производства фарфора совпал с упадком пивоваренного производства, вызванного резким ухудшением качества воды. Многие пивоварни были заброшены, и их-то как раз и облюбовали керамические мануфактуры для производства фарфоровой посуды и декоративных изделий. В конечном итоге, нескольким фабрикам в Делфте удалось получить продукцию, которая в значительной степени напоминала китайский фарфор. Они назвали свой изысканно-тонкий глазурованный фаянс «Голландским фарфором». Отдавая предпочтение синему цвету, делфтские мастера воспроизводили на блюдах, вазах и тарелках китайские рисунки династии Мин и цветочные композиции. Были популярны также библейские сюжеты и голландские пейзажи. В это самое время из-за гражданской войны в Китае (1647г.) производство фарфора в Китае остановилось на много лет. Это сыграло на руку мастерам из Делфта и их многочисленным имитаторам – они развили бурную торговлю своей изысканной и роскошной продукцией из фаянса. В 60-годах 17 века голубой делфтский фаянс с его характерными китайскими формами и мотивами пользовался популярностью во всей Европе.
В период расцвета делфтской керамики (1670-1730гг) в городе работали 25 фабрик, на которых трудилось 300 художников. Но в середине 18 века делфтскому фарфору стало тяжело конкурировать с высококачественным саксонским фарфором и изделиями английских мастеров, которые использовали не ручную роспись, а печатный рисунок. В результате, в Нидерландах осталась только одна фабрика «Королевского Делфтского фарфора». И находится она, конечно же, в городе Делфт.
Эта фабрика была основана в 1653 году. Сейчас на территории «Роял Делфт» находится музей с уютным зеленым двориком, мастерские художников и залы гончарного производства, больше похожие на художественные мастерские, чем на заводские цеха, и работают здесь всего 7 художников.
Нам удалось побеседовать с директором по продажам «Роял Делфт Групп» Херманом Вильямсом (Herman Willems).
Название Королевского он получил за то , что во все времена пользовался любовью царственных особ. Самыми большими поклонниками делфтского фарфора в 17 веке были нидерландский принц Виллем III Оранский и его английская жена Мария Стюарт. А в наше время Королева Нидерландов заказывает изделия делфтского завода для подарков важным особам и членам своей семьи.
Правда ли, что за три с половиной века ручная технология изготовления керамики не претерпела никаких изменений?
Да, действительно, за три с половиной века ручная технология изготовления керамики не претерпела никаких изменений. Единственным новшеством в технологии стали современные печи для обжига изделий, а в остальном – все то же, что и в 17 веке.
А как подбирают художников для росписи изделий?
Художники, работающие на фабрике, долгое время специально обучаются технике росписи керамики. Курс для начинающих художников длится 1 год, после чего они допускаются к нанесению простого декора в синем цвете. Следующий этап обучения длится 4-5 лет и по его завершению художники могут выполнять разнообразные сложные декоры в синем цвете. Художники, которые расписывают большие картины из плит и рождественские тарелки, являются художниками-мастерами и их обучение длится около 10 лет.
А насколько сложна технология изготовления ваших изделий?
Процесс изготовления изделий не такой сложный, как может показаться вначале. Для изготовления делфтской керамики используется жидкая глина, в состав которой входят каолин, фельдшпат, мел и кварц. Глина разливается в гипсовые пресс формы, которые также изготавливаются на этой фабрике. Каждая пресс форма может быть использована от 50 до 80 раз. Гипсовая пресс форма абсорбирует воду из глины, в результате чего в форме появляется твердая корка из глины. Когда корка становится достаточно плотной (это длится около 10 минут), жидкая глина выливается. Так получают полую форму, которая определенное время остается в пресс форме. В результате глина подсыхает, полая форма уменьшается и легко отделяется от пресс формы.
Швы от пресс формы удаляются с помощью воды, губки и ножа.
Полученная заготовка готова к первой выпечке, которая происходит при температуре 1160 градусов Цельсия и длится 24 часа, включая процесс охлаждения.
Керамическая заготовка, выпеченная один раз, называется бисквитом.
Для покрытия слоем глазури маленькие изделия погружают в бочку с глазурью, а большие – опрыскиваются. В обоих случаях изделие полностью покрывается глазурью, а затем выпекается второй раз при температуре 1170 градусов Цельсия. В печи происходит химическая реакция, которая и превращает рисунок черного цвета в знаменитый делфтский синий, а глазурь превращается в прозрачный защитный слой.
Да, мы наблюдали процесс отбраковки изделий, не соответствующих высоким стандартам «Королевского фарфора». А каковаих дальнейшая судьба?
Технологи анализируют причины возникновения того или иного брака, делают соответствующие выводы, а бракованные изделия разбивают.
А почему же не продать такое изделие? По меньшей цене, так сказать III сорт?
Это невозможно, так как это будет уже не «Королевский фарфор»!
Я видел в цеху большой контейнер с черепками изделий. Вы их выбрасываете? Или их могут взять работники фабрики?
Нет, не могут. Моя жена увлекается мозаикой и могла бы использовать черепки для изготовления мозаичных панно, но даже я не могу набрать этих черепков - весь брак идет на переработку.
Мозаичное панно из черепков делфтского фарфора на фабрике "Роял Делфт" |
Нет, конечно, есть и смешанная техника росписи, а есть и трансферная техника исполнения рисунков. Она используется как раз для серийной продукции, например, тарелок.
При трансферной технике декор сначала вымачивается в воде (как переводная картинка), а затем наносится на уже покрытую глазурью и выпеченную дважды заготовку. После этого изделие запекается еще один раз для сплавления декора с глазурным слоем. Полученное таким способом изделие на донышке имеет соответствующую маркировку.
А вы не думали о том, чтобы разместить производство Делфтской керамики в Китае? Но под особым надзором и контролем? Будет дешевле и доступнее.
Нет, что Вы! Китайских сувениров «под Делфт» предостаточно не только в городе Делфт, но и на всех туристических маршрутах. В основном ими туристы и ограничиваются. Однако, настоящие ценители приобретают оригинальные изделия. Ведь настоящие изделия Делфтской керамики обладают не только безупречным качеством, они несут в себе энергетику трехсотлетних традиций голландских мастеров.
Киев – Амстердам - Делфт.
_______________________________________________________________________________________
Если Вам понравилась статья, нажмите на кнопочку «Мне нравится»!
Читайте интересные статьи на Photonews Post.
- В поисках Лейденской банки. Лейден в инфракрасном диапазоне.
- Снгапур глазами Даниэля Чонга. Фантастические HDR фотографии города-государства.
- Американский дневник. Непутёвые заметки фотографа.
- Фоторепортаж о сырном фестивале в Гауде (Нидерланды).
- 24 часа счастья. О лучшем тематическом парке развлечений на планете "Эфтелинг".
- История о посещении настоящего Ноева ковчега.
- Брюс Гилден. Фотопроект "Лица лондона".
- «Заговор педерастов». Мифы и правда. Гей-парад в Торонто.
- История в стиле фейсбук.Некоторые исторические фото в стиле "selfies".
- Нью-Йорк Сефа Уолтерса. Городские пейзажи в HDR.