18 мая в галерее Фонда содействия развитию искусств состоялась творческая встреча с одним из самых известных советских фотографов в мире, классиком литовской фотографии Анта́насом Су́ткусом...
Добродушный интеллигентный человек преклонного возраста просто и по-дружески рассказывал о себе, о советской Литве, о сложностях работы в те времена, об эпохе перемен. Отвечая на вопросы слушателей, улыбался и шутил. Находясь в уютном зале галереи и слушая мэтра, я ловил себя на мысли, что уж как-то не вяжется образ Суткуса – человека, с образом фотомастера «планетарного масштаба». Ведь многие искусствоведы считают, что явление Антанаса Суткуса соразмерно явлению Габриэля Гарсиа Маркеса. Глядя на его работы ты понимаешь, что это правда. Антанас - не просто фотограф, это явление, это эпоха, это летопись. Каждая работа мастера – это рассказ, это жизнь. Это праздник и тяжелые будни, это радость и слезы. Многие фотографии смотрятся как бы оторванными от места и времени. Запечатленное событие могло происходить и в 60-е и в 70-е, а может и в 80-е годы прошлого столетия, как в Литве, так и в Украине, или Белоруссии.
Люди и дома, лица и эмоции, запечатленные очень образно, демонстрируют нам повседневную жизнь вне политического контекста. И именно такой подход мастера к образу повседневности считался крамольным и всегда ставился ему в укор советскими идеологами. Сам Суткус поделился, что, находясь у руля Союза фотохудожников Литвы, он ощущал себя собакой на цепи, которая держит конец цепи собственными лапами. Тем не менее, сегодня работы мастера находятся в самых известных музеях мира.
Уникальный случай: статуя Жан-Поль Сартра в Париже вылеплена по фотографии Суткуса - он снимал Сартра на Куршской косе. Когда Суткуса попросили рассказать об этой фотосессии он рассказал, что снять Сартра ему удалось лишь потому, что знаменитый философ и писатель не угадал в нем профессионального фотожурналиста. «Я щелкал «зенитом» в паузах между чашками кофе и на меня никто не обращал внимания, а когда Сартр спросил, чем я зарабатываю на жизнь, прозаик я или поэт, тут я и ответил, что я фотограф, чем буквально ошарашил мэтра, ибо кроме Картье Брессона, он фотографов к себе обычно не подпускал. Но, увидев мое простодушное смятение, буркнул – «карточки пришли!» Просьбу я выполнил, фотографии выслал»
На вопрос слушателей, почему мастер не любит современную фототехнику, Суткус ответил, что автоматика в камере снимает с фотографа ответственность, а это абсолютно недопустимо. «Когда-то мне подарили очень навороченный фотоаппарат с кучей атоматических режимов и возможностью скоростной фотосъемки. Я стал тратить гораздо больше пленки, но за три года (!) не получил ни одного стоящего кадра…, пришлось вернуться к любимой механике».
Для хорошего творческого тонуса мастер в шутку посоветовал больше путешествовать, посещать больше музеев и галерей и пить больше вина, но лишь до тех пор, пока фотограф управляет бутылкой, а не наоборот.
В конце встречи желающие могли получить автографы Антанаса Суткуса на открытках и на авторских фотоальбомах мастера.
Антанас Суткус подписывает фотоальбом о литовской фотографии, выпущенный еще в советские времена. |
______________________________________________________________________
Если Вам понравилась заметка, нажмите на кнопочку «Мне нравится»!
Советуем почитать.
- Воскресные размышления о "National Geographik"
- Кринолиновые цветы Софии Бэнкс.
- Мир глазами Рут Оркин.
- Памяти Крампа Ричарда Миллера.
- В поисках Лейденской банки. Лейден в инфракрасном диапазоне.
- Миссия Выполнима. Фоторепортаж о лунной экспедиции Apollo-16.
- Нью-Йорк Сефа Уолтерса. Городские пейзажи в HDR
- Ян Олихук- мастер сюрреалистического коллажа.