Послесловие к выставке фотографий «СУШКА НА КВАДРАТАХ».
Формат фотовыставки совершенно необычен, но ужасно привлекателен. Все молодые фотолюбители, которым увлечение фотографией передалось от дедушек и пап, наверняка помнят, как сушились фотографии, которые печатались в импровизированных «черных комнатах» в малогабаритных квартирах. Как после колдовства над кюветами с фотореактивами фотографии выносились на свет и развешивались на кухне или, если бабушка позволяла, в комнате на верёвочках и прищепках для сушки.
Спустя много лет кто-то решил использовать импровизированную «сушку» для выставки любительских фотографий на всеобщее обозрение. Вот и в этот раз в Центральном доме художника прошла такая фотовыставка.
На ней каждый желающий мог вывесить свои фотографии на всеобщее обозрение. Причем, если Вам нравилась какая-либо фотография, Вы могли забрать её себе по окончании выставки абсолютно безвозмездно. Для этого надо было прицепить к фотографии (опять же прищепочкой) карточку брони («таблеточку»).
Посетителей было не просто много, а очень много. А это значит, что мероприятие удалось. Именно мероприятие, ибо сушка не ограничивалась только развешиванием любительских фотографий на верёвочках. В залах Дома художника выставлялись работы уже сформировавшихся фотографов, проводились мастер-классы, звучала живая музыка, проходил розыгрыш лотереи.
Партнеры выставки – представители фирмы «Fujifilm» - устроили креативную презентацию новой фототехники этого известного бренда. Любой желающий мог опробовать новые фотоаппараты на подмостках импровизированной фотостудии. Техника, представленная фирмой «Fujifilm» на выставке, заслуживает внимания, поэтому я решил посвятить этому отдельный пост.
Другой партнер фотосушки, ресурс starbooks, представлял сервис печати фотокниг. Уникальность этого проекта в том, что любой желающий может заказать печать своих фотографий в виде настоящей книги, напечатанной офсетным методом, но при этом в единственном (!) экземпляре.
Для посетителей starbooks организовал лотерею. Надо было заполнить анкету и получить возможность выиграть бесплатную печать фотокниги. Ну а те, кто не выиграл, все равно оставались в выигрыше, потому что получали 50% скидку на печатную продукцию компании.
Мы попросили главного организатора выставки Светлану Сом ответить на несколько вопросов.
- Как пришла идея создания этой выставки?
- Наверное, идею подсказало мое место работы. Я работаю в этих залах и мне показалось, что было бы неплохо открыть Дом художника для всех, потому что очень часто слышу один и тот же вопрос «А где находится Дом художника?»
- А почему именно формат «Сушка на вревочках?»
- Ну, это не моя идея. Этот формат пришел к нам из Санкт-Петербурга. А еще однажды по телевизору я увидела репортаж о том, как в КПИ устроили выставку-обмен в форме сушки. Вот тогда и решила перенести эту идею сюда, в светлые залы Центрального дома художника. Это самый простой способ представить свои фотографии. Для «вывешивания» работы нужна только прищепка и 2 секунды времени.
- Этой однодневной выставке предшествовали, наверное, определенные организационные сложности?
- Вы правы, выставке предшествовал месяц напряженной работы сорока человек. Основной костяк организаторов – 5 человек. Было действительно тяжело, потому что на выставке присутствуют, по сути, три внутренних формата:
- зона Сушки – любительская фотография;
- выставочная зона коммерческих фотографов;
- зона мастер-классов.
Зона мастер-классов весьма разнообразна и имеет отношение не только к фотографии. Как Вы видите, у нас присутствуют и музыкальные номера. Все это объединить в одно представление было тяжеловато. Что говорить, сложность была даже в том, что бюджет нашего мероприятия составляет 0 гривен. И это, пожалуй, самый сложный момент. Поэтому все, что Вы видите здесь, сделано на чистом энтузиазме. И даже компании, принимающие участие в Сушке, деньги не выделяли. А средства, которые мы собираем во время выставки, идут на детскую благотворительность.
- Вы впервые решились выступить организатором выставки, или у Вас уже был опыт в этой области?
- Нет, к сожалению, опыта до этого у меня не было никакого. До этого я 15 лет проработала в педагогике.
- Ну и как впечатления?
- Мне кажется, что мои впечатления лучше всего передадут зрители. А у меня несколько растерянное состояние – не верится, что все это состоялось.
- Как организатор, Вы, наверное, получили большой опыт проведения подобных мероприятий и в будущем продолжите работать в этом направлении?
- Да, конечно. Но в Киеве очень проблематично провести «галерейную сушку». Скорее всего, ее просто невозможно организовать в любом другом месте – нет подобного галерейного пространства, кроме того большие галереи не жалуют подобные мероприятия.
- Действительно, залы Дома художника шикарны, и я рад, что руководство пошло Вам навстречу и поддержало такую неординарную идею.
- Причем, заметьте, совершенно бесплатно!
- Вам легко общаться с энтузиастами фотографического творчества?
- Знаете, сейчас фотография стала сугубо молодежным увлечением, своеобразным стилем жизни, и мне иногда бывает тяжело общаться с такими людьми. А вот люди, именно работающие в области фотографии, это, в основном, люди старшего поколения. Поэтому у нас были три организатора, каждый из которых работал в своей локации. Я – основной «проситель и выделитель». Александра Шевченко работала с молодежью. А Валерий Лещинский взял на себя фотографов более старшего поколения.
- Ну что же, ваш союз дал свои плоды в виде этого хорошо организованного мероприятия. А какие Ваши ближайшие планы?
- Завтра здесь состоится большой благотворительный фестиваль. А через два месяца я планирую устроить здесь Всеукраинский чемпионат по японским шашкам. Приходите!
- Оригинально. Жаль, что я не играю в японские шашки. Ну а Вам желаю новых творческих успехов!
Выставка удалась. Посетители с таким интересом рассматривали работы, что мы решили даже сделать галерею в новостном блоке нашего сайта kpi-photo.com и назвать её «наблюдение за наблюдающими».
Однако, если бы меня спросили, какая самая яркая фотография была на выставке, то я, пожалуй, затруднился бы с ответом. Мне понравились и работы Валерия Лещинского из его проекта «Метаморфозы Андреевского спуска», и фантасмогорические пейзажи Виты Ярмолюк, и городские зарисовки Артура Козлова и «мгновения» Дмитрия Краковича.
Ну, а если бы меня спросили, какая самая оригинальная работа сушки, то я однозначно назвал бы работу Сергея Глазго, которая хорошо характеризует нынешнее состояние искусства фотографии в нашей стране. Но она не дарилась…
Валерий Пичко для Photonews Post