Африканские «деревянных дел мастера» известны во всем мире. Сувенирная продукция, уходящая корнями в народное творчество и мифологию стран Африки, известна во всем мире и пользуется неизменным спросом. Но, пожалуй, наивысшего художественного мастерства достигли плотники Ганы - небольшого государств Западной Африки, что на берегу Гвинейского залива.
В регионе Ганы под названием Большая Акра (Greater Accra) существует удивительная традиция делать замысловатые гробы для умерших соотечественников. Причём, каждый гроб представляет собой отражение жизни покойного или его особенностей. Скажем, если ушедшая из жизни подруга была свинаркой – получите гроб в виде свиньи. Если умерший фермер был птицеводом, то гроб у него будет в форме какой-нибудь домашней птицы, ну а ежели покойный фанател от сигар то, знамо дело, получите гроб в виде сигары. Я уже не говорю про летчиков, или рыбаков – тут и фантазии большой не надо :)
А еще жители Ганы верят в то, что покойники не просто покидают наш мир. Они отправляются к новой, лучшей жизни, и поэтому не стоит плакать, а надо радоваться. Тут я с ними согласен. Мы ведь горюем не потому, что наши близкие уходят в иной, может лучший мир, мы горюем о том, что сами остаёмся в этом мире без них…
Интересно, что традиция хоронить усопших в таких необычных гробах была перенесена на христианское население Ганы (а в стране 75% населения-христиане) не так давно. Примерно до 1950г, когда страна ещё называлась Золотым Берегом и была колонией Британии, в таких гробах хоронили только местных вождей и жрецов, но поскольку всякая душа тянется к прекрасному, то с начала 60-х годов прошлого века креативное гробовое творчество стало неотъемлемой частью местной похоронной культуры.
Эти красочные объекты, которые язык не поворачивается назвать гробами, впервые были продемонстрированы в Европе на выставке «Les Magiciens de la terre» (Волшебники Земли) в Государственном музее современного искусства (Musée National d’Art Moderne) в Париже в 1989г.
Семь гробов известных в Гане мастеров Кейна Квея (Kane Kwei) и Паа Джо (Paa Joe) произвели фурор. С тех пор «художественные гробы» ганских мастеров Эрика Аджетей Ананга (внука Кейна Квея), Паа Джо, Даниэля Менса, Куджо Афити и других экспонировались во многих международных художественных музеях и галереях по всему миру.
Сейчас такие художественные изделия изготавливаются только на заказ. Мастер может работать один, а может привлекать своих учеников в подмастерья. В этом случае художественных дел гробовщик может выполнить несколько заказов одновременно.
Гробы, как правило, изготавливается из древесины местного дерева «вава». Но те изделия, которые делаются для музеев, или выставочных галерей строятся из красного дерева, или другой высококачественной и ценной древесины лиственных пород. Делают их вручную, без применения электроинструментов, поэтому срок изготовления одного гроба составляет от двух до шести недель - в зависимости от сложности конструкции и навыков плотника. Если работа срочная - привлекаются несколько мастеров.
Последний этап технологического процесса – покраска и это очень ответственный и непростой этап. Художественная роспись занимает пару дней и выполняется местными художниками, уже хорошо известными на западном арт-рынке. Обычно художник вместе с плотником выбирает цветовое и художественное решение финальной росписи готового изделия.
В регионе Ганы под названием Большая Акра (Greater Accra) существует удивительная традиция делать замысловатые гробы для умерших соотечественников. Причём, каждый гроб представляет собой отражение жизни покойного или его особенностей. Скажем, если ушедшая из жизни подруга была свинаркой – получите гроб в виде свиньи. Если умерший фермер был птицеводом, то гроб у него будет в форме какой-нибудь домашней птицы, ну а ежели покойный фанател от сигар то, знамо дело, получите гроб в виде сигары. Я уже не говорю про летчиков, или рыбаков – тут и фантазии большой не надо :)
А еще жители Ганы верят в то, что покойники не просто покидают наш мир. Они отправляются к новой, лучшей жизни, и поэтому не стоит плакать, а надо радоваться. Тут я с ними согласен. Мы ведь горюем не потому, что наши близкие уходят в иной, может лучший мир, мы горюем о том, что сами остаёмся в этом мире без них…
Интересно, что традиция хоронить усопших в таких необычных гробах была перенесена на христианское население Ганы (а в стране 75% населения-христиане) не так давно. Примерно до 1950г, когда страна ещё называлась Золотым Берегом и была колонией Британии, в таких гробах хоронили только местных вождей и жрецов, но поскольку всякая душа тянется к прекрасному, то с начала 60-х годов прошлого века креативное гробовое творчество стало неотъемлемой частью местной похоронной культуры.
Эти красочные объекты, которые язык не поворачивается назвать гробами, впервые были продемонстрированы в Европе на выставке «Les Magiciens de la terre» (Волшебники Земли) в Государственном музее современного искусства (Musée National d’Art Moderne) в Париже в 1989г.
Семь гробов известных в Гане мастеров Кейна Квея (Kane Kwei) и Паа Джо (Paa Joe) произвели фурор. С тех пор «художественные гробы» ганских мастеров Эрика Аджетей Ананга (внука Кейна Квея), Паа Джо, Даниэля Менса, Куджо Афити и других экспонировались во многих международных художественных музеях и галереях по всему миру.
Сейчас такие художественные изделия изготавливаются только на заказ. Мастер может работать один, а может привлекать своих учеников в подмастерья. В этом случае художественных дел гробовщик может выполнить несколько заказов одновременно.
Гробы, как правило, изготавливается из древесины местного дерева «вава». Но те изделия, которые делаются для музеев, или выставочных галерей строятся из красного дерева, или другой высококачественной и ценной древесины лиственных пород. Делают их вручную, без применения электроинструментов, поэтому срок изготовления одного гроба составляет от двух до шести недель - в зависимости от сложности конструкции и навыков плотника. Если работа срочная - привлекаются несколько мастеров.
Последний этап технологического процесса – покраска и это очень ответственный и непростой этап. Художественная роспись занимает пару дней и выполняется местными художниками, уже хорошо известными на западном арт-рынке. Обычно художник вместе с плотником выбирает цветовое и художественное решение финальной росписи готового изделия.
Валерий Пичко для Photonews Post
_______________________________________________________________________________________
Если Вам понравилась заметка, нажмите на кнопочку «Нравится»!
Читайте интересные статьи на Photonews Post.
- Даниэль Чонг. Странный город Катманду.
- Вы любите приключения? Знакомьтесь -"Паганель". Это просто образ жизни :)
- Бодипейнт в рекламе гробов. А почему бы и нет?
- Снгапур глазами Даниэля Чонга. Фантастические HDR фотографии города-государства.
- Фотопроект Александра Чекменёва "ДОНБАСС". Они не хотят в Европу...
- Фоторепортаж о сырном фестивале в Гауде (Нидерланды).
- История о посещении настоящего Ноева ковчега.
- В поисках Лейденской банки. Лейден в инфракрасном диапазоне.
- Как в Индии празднуют "Холи".
- Сделано не в Китае. Фоторепортаж с фабрики "Королевского делфтского фарфора".