6 июня в Украине отмечается День журналиста.
Как профессиональный праздник День журналиста был учрежден в 1994 году и дата была выбрана не случайно. Именно в этот день Национальный союз журналистов Украины был принят в Международную федерацию журналистов в Брюсселе.
В настоящее время журналистика и фотография, неразрывно связаны. Когда появился сам термин «Фотожурналистика», доподлинно не известно. Обычно это приписывается Клиффу Эдому, который более четверти века преподавал журналистику в Университете Миссури. Именно в этом университете в 1946 году Эдом и организовал первую группу фотожурналистики.
Но это не означает, что до 1946г фотожурналистики не существовало. Она появилась с того момента, когда первый фотограф зафиксировал на фотопластинке социально значимое событие. Просто в те далёкие времена отсутствие компактной «многозарядной» фотографической техники, с одной стороны, и невозможность воспроизведения в печатных изданиях полутоновых иллюстраций, с другой стороны, сдерживали развитие фотожурналистики.
Но это не означает, что до 1946г фотожурналистики не существовало. Она появилась с того момента, когда первый фотограф зафиксировал на фотопластинке социально значимое событие. Просто в те далёкие времена отсутствие компактной «многозарядной» фотографической техники, с одной стороны, и невозможность воспроизведения в печатных изданиях полутоновых иллюстраций, с другой стороны, сдерживали развитие фотожурналистики.
Ведь для того, чтобы напечатать изображение, приходилось изготавливать по фотографии гравюру, с которой и производилась типографская печать. Именно таким образом и вышли в тираж первые репортажные фотографии времён Крымской войны (1853—1856). Да и работу фотографа в те времена оперативной назвать было тяжело. А в настоящее время фотографии фотожурналистов того времени кажутся даже весьма забавными.
Но технический прогресс не остановишь. Первым способом безрастровой плоской печати (позволяющим получать высококачественные оттиски полутоновых изображений) в журналах стал метод фототипии.
Изобретателями фототипии считают чешского художника Якуба Гусника и немецкого фотографа Иозефа Альберта, которые независимо друг от друга в 1868 представили на суд общественности новый метод типографского воспроизведения фотоиллюстраций. Предложенный ими метод позволял воспроизводить на репродукции очень тонкие переходы- от светлейших до очень темных тонов без растрирования, т.е., без предварительной разбивки изображения на отдельные точки.
С этого времени фотографы получили возможность переносить свои фотографии на журнальные страницы. Но прошло ещё много времени до момента , когда фотожурналистика вступила в свою «золотую эру».
Золотая эра фотожурналистики пришлась на первую половину 20 века, когда был осуществлен очередной прорыв в фототехнике.
В 1914г немецкий инженер Оскар Барнак, работавший на фирме Эрнста Лейца, сконструировал малогабаритную фотокамеру «Лейка», в которой в качестве фотоматериала использовалась перфорированная 35 мм кинолента с кадрами не поперек, а вдоль ленты. Фотоаппарат, поступивший в продажу в 1925г, стал первым массовым и технически совершенным фотоаппаратом, в котором использовалась 35 мм пленка со светосильной для того времени оптикой. «Лейка» ознаменовала новый шаг в репортажной журналистике.
Такой она была "Ur-Leica" 1914 года - прототип самого популярного фотоаппарата 20-го века. (На фотографии реплика). |
Именно в тридцатые-пятидесятые годы такие журналы и газеты, как «Пикче Пост», «Пари Матч», «Лайф», «Дейли Мирор» заработали репутацию и приобрели огромную аудиторию благодаря фотографии и талантливым фотожурналистам.
Но , технический прогресс поспособствовал как развитию жанра фотожурналистики, так он же и привел к его закату. Развитие сети Интернет и цифровой фототехники не могло не отразиться на профессии фотожурналиста. Колоссальное количество информационных фотоагентств закрылось, не выдержав конкуренции. Специализированные стоковые фотобанки лишили многих фотожурналистов работы. А такие монстры, как "Ассошиэйтед Пресс" и "Рейтерс" стали, стали предлагать средствам массовой информации подписные схемы, основанные на больших скидках.
Несмотря на то, что содержание является самой важной частью фотожурналистики, возможности быстрого сбора и редактирования изображений стали главными в работе журналиста.Сегодня фоторепортёр с цифровой камерой, мобильным телефоном и ноутбуком, может передать в редакцию высококачественный репортаж через несколько минут после съёмки, практически из любой точки планеты.
Цифровые камеры в настоящее время есть у каждого, а фотография стала стилем жизни. Поэтому вполне естественно, что с начала XXI века главной средой для распространения информации и фотографий стала блогосфера. Поэтому, мы от души поздравляем с праздником всех, кто оказывается в нужное время, в нужном месте и спешит об этом рассказать всем!
С праздником, друзья, с Днем Журналиста.
Валерий Пичко для Photonews Post
___________________________________________________
Присоединяйтесь к нам на facebook